Описание модели
Описание модели
Теоретическую основу модели формирования культуры пользователя Интернет-ресурсами для этичного общения подростков в социальных сетях составляют научные труды белорусских ученых Бедулиной Г.Ф., Познякова В.В., Сизанова А.Н., Лопатик Т. А., Лаптенка А.С., посвященные формированию социальной компетентности детей и подростков.
Сизанов А.Н. выделяет ключевые социальные компетентности обучающихся, необходимые им как пользователям Интернет-ресурсами:
✔ информационно-технологическая компетентность как способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в печатном и электронном виде;
✔ компетентность социального взаимодействия как способность адекватного ситуациям установления взаимопонимания, избегания конфликтов, создания климата доверия;
✔ компетентность общения как способность адекватного ситуациям взаимодействия нахождения вербальных и невербальных средств и способов формирования и формулирования мысли при ее порождении и восприятии на родном и неродных языках.
✔ компетентность социального взаимодействия как способность адекватного ситуациям установления взаимопонимания, избегания конфликтов, создания климата доверия;
✔ компетентность общения как способность адекватного ситуациям взаимодействия нахождения вербальных и невербальных средств и способов формирования и формулирования мысли при ее порождении и восприятии на родном и неродных языках.
На основе научных трудов и описанных подходов выстроена предлагаемая модель (ссылка на модель). В данной модели предусмотрены необходимые условия по формированию социальных компетенций подростков, которые в будущем позволят самостоятельно делать анализ того, как выглядит со стороны тот или иной вариант самопрезентации подростка в социальной сети, как можно использовать Интернет для саморазвития и самосовершенствования. Также педагогами определены формы взаимодействия, при использовании которых создаются условия для коллективного обсуждения вопросов этики общения в Интернете. Групповая деятельность способствует развитию навыков коммуникации, умения высказываться, убеждать и вести дискуссию в соцсетях.
Для успешного внедрения модели формирования культуры пользователя Интернет-ресурсами необходимо обеспечить единство целеполагающего, содержательно-организационного, результативного компонентов; выстроить целостную систему мероприятий с педагогами, учащимися, законными представителями.
Методическое обеспечение деятельности классных руководителей осуществляется через постоянно действующий семинар «Практико-ориентированное сопровождение инновационного проекта «Внедрение модели формирования культуры пользователя Интернет-ресурсами для этичного общения подростков в социальных сетях».
Развитию социальных компетенций учащихся, необходимых им как пользователям Интернет-ресурсами, способствует организация работы объединения «Антимоветон» («против плохого тона»).
Работа объединения осуществляется по следующим направлениям:
1) Организация урочной и внеурочной деятельности учащихся:
проведение уроков с использованием информационных ресурсов сети Интернет и обучение учащихся навыкам эффективного использования Интернет – пространства для поиска необходимой информации и самообразования;
работа факультативов «Учимся жить в мире и согласии», "Основы нравственности»", «Основы современного этикета», объединения по интересам «Инфомир»;
цикл тематических классных часов, внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм проведения, способствующих формированию культуры пользователя Интернет-ресурсами, направленных на формирование умения критически и аналитически подбирать информацию, убеждать, высказывать аргументированные суждения, вести конструктивный диалог, находить выход из проблемных ситуаций в общении с окружающими людьми.
2) Организация работы клубных объединений детей и взрослых;
клуба «Имидж профессионала», в рамках которого вырабатываются правила корпоративной этикетной культуры людей различных профессий, в том числе будущего офицера;
творческого объединения детей, педагогов и родителей «Школа пользователя ресурсами Интернет - пространства», цель которого - освоение культуры пользователя Интернет-ресурсами;
3) Организация проектной деятельности:
реализация проекта «Этикет: история и современность», который позволяет учащимся провести исследовательскую деятельность, направленную на изучение этикета разных стран и народов и влияние на него информационных технологий и других технических достижений;
4) организация работы школьного информационного центра (далее - ШИЦ):
создание в рамках деятельности школьной телестудии социальных обучающих роликов «Этикет в компьютерных сетях», «Офицерский этикет»;
организация работы группы аниматоров, которые создают Flash- ролики по пропаганде правил этичного онлайн общения;
создание сетевого сообщества «Кибердружина» для мониторинга страничек учащихся в социальных сетях, ведения рубрики о правилах общения в онлайн-пространстве;
создание блогов классных руководителей «Этикет виртуального делового общения»;
открытие на страницах школьной газеты «Совершенно НЕсекретно» рубрики «Интернет по правилам», в которой представлены рекомендации по этичному поведению и общению в сети Интернет;
5) организация деятельности по формированию коммуникативных и конструктивных навыков:
проведение цикла тренингов, направленных на обучение учащихся навыкам конструктивного взаимодействия;
организация деятельности дискуссионного клуба «Дебат- клуб»;
6) организация международного сотрудничества:
участие во Всероссийском фестивале «День Бородина», в международных оздоровительной смене «За честь Отчизны» в НДООЦ «Зубренок», фестивале «Кадетская симфония» и налаживание виртуальных контактов с их участниками.