Директор школы
Апанович Светлана Геннадиевна,
тел.: 8 (01562) 2 26 56
Slide 1
Slide 2
Slide 3
Slide 4
Slide 5
Slide 6
Slide 7
Slide 7
Slide 7
Slide 7
Slide 7
Slide 7
Slide 7
Новости Образовательный процесс Организация питания Социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь Региональные карты помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия и эксплуатации Страница учителя-дефектолога Олимпиады, конференции, турниры Законным представителям Учащимся Воспитательная работа Военно-патриотическое воспитание Центр допризывной подготовки Шестой школьный день БРПО БРСМ Ученический совет Служба здоровья Азбука безопасности Безопасный Интернет Областной центр эффективных педагогических практик Ресурсный центр «Развитие профессиональных компетенций педагога или «Путь к успеху» Инновационный опыт Профориентация Целевой прием на педагогические специальности – 2025 Музей «Военная история Слонимщины» Информационно-библиотечный центр Попечительский совет Спортивные объекты Первичная профсоюзная организация Противодействие коррупции
Календарь добавлений
«    Март 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Архив новостей
Февраль 2025 (41)
Январь 2025 (27)
Декабрь 2024 (49)
Ноябрь 2024 (40)
Октябрь 2024 (65)
Сентябрь 2024 (55)
Главная » Методические рекомендации по внедрению модели

Методические рекомендации по внедрению модели

Методические рекомендации
по внедрению модели развития готовности педагога к профессиональной самореализации
в интегрированном образовательно-профессиональном пространстве


Введение в образовательный процесс новшеств (особенно тех, которые затрагивают интересы учителей) процесс не одномоментный, он сложный и требует высокой управленческой квалификации. На основе опыта инновационной деятельности в государственном учреждении образования «Средняя школа № 9 имени И.М.Сухомлина г.Слонима» предлагаем рекомендации по внедрению модели развития готовности педагога к профессиональной самореализации в интегрированном образовательно-профессиональном пространстве.

Эти рекомендации можно представить в виде алгоритма:
1. Оцените, насколько эффективно ваше учреждение может реализовать модель развития готовности педагогов к профессиональной самореализации в интегрированном образовательном и профессиональном пространстве, существуют ли в этом процессе противоречия. Для понимания данной темы целесообразно организовать специальное исследование, используя анкетирование, направленное на анализ мотивации и готовности к инновационной деятельности, а также на определение уровня профессиональной самореализации педагогов. Анализ и исследование могут охватывать следующие ключевые аспекты: оценку текущего состояния интеграции инновационных подходов в педагогическую практику, выявление факторов, способствующих или мешающих профессиональному росту, а также измерение уровня удовлетворенности педагогов своей работой и возможностями для самовыражения. Такой всесторонний подход позволит выявить истинные механизмы и барьеры на пути к эффективной самореализации в условиях современного образовательного контекста.

Направления для исследования могут быть следующие:
профессиональная направленность личности учителя;
тип и уровень профессиональной самореализации;
уровень саморазвития и профессионально-педагогическая деятельность;
удовлетворённость карьерой;
самооценка профессионально-педагогической мотивации;
изучение факторов привлекательности профессии;
потребность в саморазвитии;
ценности педагогической профессии;
профессиональное самоотношение.

Проблемно-ориентированный анализ позволяет выявить пропасть между реальной практикой и идеальной моделью, а также обнаружить те аспекты самореализации педагогов, которые не находят соответствия с ней. Это исследование нацелено на выявление проблем и их корней, связанных с выбором профессионального самоопределения. Особенно акцентируются недостатки в оценке профессиональной ориентации личности, а также уровня и типа профессиональной самореализации.

Таким образом можно получить возможность сосредоточиться на тех элементах, которые требуют особого внимания и дальнейшей работы. Анализируя результаты, мы прокладываем путь к улучшению образовательной среды, которая станет более гармоничной и эффективной. Обобщенные результаты изучения могут стать основанием для выбора стратегии саморазвития и самореализации педагогов.

2. Ознакомьтесь с содержанием модели внедрения профессиональных изменений, оцените наличие в учреждении образования соответствующих ресурсов. Обратитесь к литературе, отечественному и зарубежному опыту. Оцените, насколько использование модели поможет эффективно решать имеющиеся проблемы в профессиональном образовании педагогов: психологическая готовность, физическая готовность и т.п. Если принято решение вводить в образовательный процесс новую практику, то необходим следующий шаг.

3. Проведите для педагогов организационное совещание для решения программных и проблемных ситуаций в рамках инновационной деятельности «Теоретические основы внедрения модели развития готовности педагога к профессиональной самореализации в интегрированном образовательно-профессиональном пространстве». В программе семинара могут быть, во-первых, ознакомление с результатами изучения проблемы; во-вторых, образцы более эффективной практики, представленные в отечественной педагогике, в других учреждениях образования. Если кто-то из педагогов прошел предварительное обучение на курсах, семинарах, тренингах, то его опыт может быть представлен на организационном совещании. В результате рефлексии могут проявить себя те учителя, которые заинтересовались новой практикой профессиональных изменений и готовы применять ее для профессиональной самореализации.

4. Сформируйте инновационную группу, участники которой будут реализовывать проект по внедрению новой модели, а также применять ее на практике. Процесс формирования группы будет успешным, если руководитель учреждения сможет объединить педагогов в психологически совместимую группу, способную обеспечить успех будущего дела. В состав группы рекомендуется включить заместителя директора, учителей (руководителей учебно-методических объединений), педагога-психолога. Смысл формирования группы состоит также в том, чтобы усилить профессиональные связи и улучшить личные взаимоотношения учителей, чтобы они могли согласованно двигаться к общей цели, которая согласуется с целью учреждения образования. Продумайте систему поощрения участников проекта.

5. Разработайте календарный план реализации проекта, в котором обозначьте задачи, а также основные этапы работы, разработайте модель. Спланируйте работу на предстоящий учебный год. Планирование целесообразно осуществлять на основе соотнесения аспектов «желаемого будущего» и соответствующих аспектов реального состояния дел в учреждении. Выявленные расхождения указывают на конкретные решения, которые следуют принять и осуществить для устранения имеющихся недостатков и противоречий.

6. Организуйте обучение участников проекта. Целесообразно проведение специальных выездных семинаров по теории и практике субъектов образовательного процесса.

Особое внимание уделите изучению теоретической базы по теме проекта. С этой целью путем самообразования и на специальных семинарах педагоги могут изучить соответствующую педагогическую и психологическую литературу, в частности книги и статьи: Сергейко С.А., Базаевой Ф.У, Байлука В.В., Батышева А.С., Божович Л.И., Выготского Л.С. и других. Также можно использовать материалы из Интернета. В библиотеке учебного учреждения сделайте подборку соответствующей литературы. Создайте электронный каталог соответствующей литературы и других информационных источников.

Важной составной частью методической работы являются практикумы, круглые столы, семинары, мастер-классы по внедрению представлением своего опыта по профессиональной самореализации.

Важно отметить, что обучающие семинары полезно сделать открытыми, так как есть педагоги, которые не вошли в состав инновационной группы, но в тоже время желают участвовать в инновационном проекте.

7. Организуйте повышение квалификации учителей; снабжайте педагогов, участвующих в проекте, необходимыми методическими материалами и рекомендациями по их применению в рамках новой модели; направляйте работу учителей над индивидуальными темами самообразования. Создавайте условия для деятельности творческой группы. Проводите семинары, направленные на повышение мотивации педагогов на инновационную деятельность. Организовывайте проблемные группы по вопросу создания условий для личностного саморазвития педагогических работников. Реализовывайте мини-проекты, способствующие развитию педагога к профессиональной самореализации в интегрированном образовательно-профессиональном пространстве. Организовывайте презентации опыта и результатов работы по реализации инновационного проекта на заседании методического совета. Проведите открытые методические советы по итогам работы и распространению инновационного опыта, педагогические чтения. Осуществляйте мониторинг и анализ деятельности, а также ее результатов: эффективности данной работы, отношения учителей к новой практике, их инновационной компетентности и др.

Важной составляющей работы по введению в учебном учреждении инновационной модели является обеспечение педагогов соответствующими средствами, их информационная, психологическая, методическая поддержка:
пополнение библиотечного фонда школы (можно виртуального), накопление методических разработок педагогов, а также создание условий для доступа педагогов к необходимой информации, в том числе и в электронном виде;
организация консультационной помощи, наставничества для участников проекта и других педагогов школы;
организация взаимодействия учителей по направлениям их инновационных исследований;
проведение мастер-классов, выставок наработок педагогов, открытых уроков и факультативных занятий, стендовой презентация работы по самообразованию, фестиваля педагогических находок.

Процесс введения инноваций, при котором педагогам приходится изменять свои представления о самореализации, достаточно длительный. На пути имеется немало преград: психологические, возрастные и профессиональные стереотипы учителей; большая занятость руководителей образовательного учреждения и педагогов; нехватка времени и др. Поэтому необходимо постоянно поддерживать интерес учителей к новому, проводить промежуточные диагностики, позволяющие координировать их инновационную активность.

Средствами такой поддержки, стимулирования педагогов являются:
пропаганда опыта введения инновационных методов и средств;
оформление выставок, достижений педагога или группы педагогов-инноваторов;
материальное и моральное стимулирование участников проекта (премии, благодарности, выдвижение на награждение грамотами, предоставление права представлять школу в конкурсах различного уровня и др.).

8. По итогам каждого года и по окончании проекта проводите анализ итогов работы, в рамках которого сравнивайте достижения с идеальной моделью организации профессиональных изменений.

Представляйте данные о процессе и результатах деятельности по завершении каждого этапа работы на заседаниях педагогического и методического советов. Коллективу учебного учреждения по окончании проекта представьте творческий отчёт. Обобщите сформировавшийся опыт работы.

9. В новую практику включайте и других учителей учреждения образования. Это целесообразно делать посредством консультаций, наставничества со стороны участников пилотного проекта.
Органы государственного управления
В помощь
Отраслевые Интернет-ресурсы